Для души в её чистом состоянии, сознание Кришны более естественно, чем дыхание      Шрилу Прабхупаду однажды спросили: «Что такое сознание Кришны?» «Это не обычная религия» — ответил он. — Это Движение является культурным, философским и научным движением для реодухотворения всего мира». «Это не обычная религия» — сказал Прабхупада. Это не то, что обычно воспринимается как религия. Сознание Кришны означает сознавать Кришну, как это описал Рупа Госвами: кр̣шн̣а̄ну-ш́ӣланам̇, а̄нукӯлйена кр̣шн̣а̄ну-ш́ӣланам̇. анйа̄бхила̄шита̄-ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй-ана̄вр̣там а̄нукӯлйена кр̣шн̣а̄ну- ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄ (Б.-р.-с., 1.1.11) Чайтанья Махапрабху пришел не для того, чтобы проповедовать бхакти, сознание Кришны, смешанное с материальными желаниями. «Мы обратимся к Кришне и будем просить Его о чем-то материальном». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сравнил это с содержанием садовника. Богатый человек содержит нанятого садовника. И когда он что-то хочет, он говорит садовнику: «Принеси капусту! Принеси картофель!» И мы зовем: «О, Кришна! Дай мне денег! Вылечи мою больную спину!» Кришна не является нашим наемным садовником. Сознание Кришны, которое пришли дать Рупа Госвами, Чайтанья Махапрабху, все ачарьи, — не обычная религия. Религией считается то, что мы должны любить Бога, потому что Он исполняет наши желания чувственных удовольствий. Но сознание Кришны — это нечто совершенно иное. Сознание Кришны, которое пришел дать Чайтанья Махапрабху, — это совершенно иное. Прабхупада сказал: «Это не обычная религия». Это совершенно другое понимание, другая концепция. Некоторые думают: «Мы будем очень благочестивыми и будем любить Бога, потому что Он забирает наши грехи». Часто так проповедуют. Сегодня в Шантипуре говорили по громкоговорителю: «Пойте Харе Кришна, и все ваши грехи уйдут!» Это правда, но не это главная цель повторения Харе Кришна. Грехи уйдут. Но как мы разовьем сознание полного предания Кришне? Очень много философий говорят о нашем изначальном положении дживы по отношению к амши. Амши — значит «целое», амша — «часть». То есть положение дживы по отношению к амши значит отношения дживы с Прабху. Это отношения крошечного живого существа с безграничным Господом. Эти отношения основаны на служении. И такие отношения — наше изначальное положение, наш долг, наша дхарма. Для того, кто развил сознание Кришны, кто возродил свое дремлющее сознание Кришны — если говорить точнее, уже и не возникает вопроса: «Почему? Почему я должен служить Кришне?» Уже такого расчета нет: «Да, я должен служить Кришне, потому что тогда мне не придется страдать от рождения и смерти». Но: «Да, я должен делать это, потому что я — неотъемлемая часть Кришны и это мой долг». Для того, кто возродил свое дремлющее сознание Кришны, уже нет вопроса об этом. Это как дыхание. Мы не думаем: «Сейчас я должен поднять свою диафрагму, потом — опустить ее, выпустить воздух. Если я не буду это делать, я умру». У нас не возникает таких вопросов. Мы просто это делаем. Как говорят: так же естественно, как дыхание. Итак, для души, в ее чистом состоянии, сознание Кришны более естественно, чем дыхание. Потому что дыхание может остановиться. Или мы можем физически ограничить дыхание, как в практике йоги. Или если вы нырнули под воду или в какое-то вонючее место попали, возможно, вы захотите задержать дыхание. Но для чистого преданного Кришны сознание Кришны гораздо естественнее, чем дыхание. И чистый преданный — это нормальный человек в его изначальном положении. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Нектар наставлений, предисловие, часть 2», 28 февраля 2007, Майяпур, Западная Бенгалия, Индия (9:30)