КРИШНА ПРИВЛЕЧЕН, НО ЭТО НЕ ОСКВЕРНЯЕТ ЕГО
У Кришны нет склонности становиться нечистым. И даже у дживы, у атмы, нет такой тенденции, возможности стать нечистой. Живое существо никогда не связано с гунами материальной природы, и это великая тайна
***
этад ӣш́анам ӣш́асйа
пракр̣ти-стхо ’пи тад-гун̣аих̣
на йуджйате сада̄тма-стхаир
йатха̄ буддхис тад-а̄ш́райа̄ (Бхаг., 1.11.38)
Последняя строка шлоки описывает преданных Кришны, а первая строка выделяет качество Кришны, благодаря которому Он известен как властелин, ӣш́асйа. Что определяет Кришну как властелина? Пракр̣ти-стхо — Он находится в контакте с материальной природой, но ’пи тад-гун̣аих̣, качества материальной природы, на йуджйате — на Него не влияют, даже если Он соприкасается с ними. Кришна — сада̄тма-стхаир, Он всегда находится в Своей природе. И то же самое относится к Его преданным: йатха̄ буддхис тад-а̄ш́райа̄.
Итак, Кришна всегда чист, Он — Путатма. Только что процитированный мной стих из «Бхагаватам» (1.11.38) говорит, что имя Путатма также может относиться и к преданным Кришны. Атма по качеству — будь то Параматма (следующее имя «Шри Вишну-сахасра-намы») или дживатма, то есть будь то Верховный Господь или индивидуальная душа, — по своей природе атма чиста. У Кришны нет склонности становиться нечистым. И даже у дживы, атмы, нет такой тенденции, возможности стать нечистой. Асан̇го хй айам̇ пурушах̣ (Бхаг., 11.2.22, комм.) — живое существо никогда не связано с гунами материальной природы, и это великая тайна. Вопрос о падении дживы. «Она не падает, это все иллюзия». Некоторые люди говорят, что говорить так — это майявада. Но на самом деле это факт. Материальное существование нереально. Оно кажется реальным, но это не так. Это как сон. Сон — это тоже реальность. Сон — это реальность или нереальность? Это кажется сюрреализмом или кажущимся реализмом, это как сон. Таким образом, джива также чиста, но у нее есть тенденция становиться как будто нечистой. Она соприкасается с материальной природой — кажется, что соприкасается. Но Кришна никогда не соприкасается с материальной природой, хотя вся материальная природа зависит от Него и Он проявляет материальную природу. Одно из имен Кришны — Майешвара, Он — повелитель майи, Он не подчиняется майе. И это очень сложная тема для людей, которые находятся в майе. Понять теоретически, как философский принцип, или на практике таким людям очень сложно.
Как, например, когда Шалва принес голову Васудевы, отца Кришны. Шалва сказал: «Я отрубил голову Твоему отцу». И Кришна скорбит, сокрушается: «О, убит Мой отец!» Кажется, что Кришна в майе. Есть множество таких примеров. Тот факт, что Кришна привлекается юными девушками, гопи, — это же указывает на майю, не так ли? Конечно, эти девушки а̄нанда-чинмайа-раса пратибха̄вита̄бхис та̄бхир йа эва ниджа-рӯпатайа̄ кала̄бхих̣ (Б.-с., 5.37) — являются вечными шакти Кришны, они — гопи и царицы Двараки. Они существуют для наслаждения Кришны, все они сварупа-шакти Кришны, а не проявления Его бахиранга-шакти. Воздействие бахиранга-шакти в том, что она уводит нас от Кришны. Внутренняя энергия, сварупа-шакти Кришны, всегда с Кришной. Так что Кришна привлечен, но это не оскверняет Его.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по Вишну-сахасра-наме, «Путатма», 26 декабря 2011, Салем, Тамил Наду, Индия (6:26)